НОВОРОЖДЕННОСТЬ.
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. защитные рефлексы - раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом - зажмуривание, а резкое увеличение яркости света - сужение зрачка и т.д. ориентировочные рефлексы - он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот. сосатепьный рефлекс - ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс - прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) - при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.
Особенности развития органов чувств: На протяжении первых недель и месяцев жизни зре¬ние и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить гла¬зами за движущимися предметами, а потом останавливает взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого.
Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления. Плач становится естественным выражением всякого рода страда¬ния Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик.
МЛАДЕНЧЕСТВО.
Роль общения со взрослым в развитии ребенка. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органиче-ские потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное по¬ложительное значение для развития ребенка. Однако, приво¬дить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается по-стоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. Непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, пере-растающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные спо¬собы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку вы¬полнить действие, направляя его движения.
Формирование предпосылок усвоения речи. После трех месяцев, когда ребенок в хорошем расположении духа, он постоянно издает звуки, гулит. В возрасте около четырех месяцев ребенок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков, малыш начинает реагировать на эмоциональный тон речи Во втором полугодии перво¬го года жизни нормально развивающийся здоровый ребенок много и с удовольствием лепечет: К концу первого года в ответ на слово взрослого у младенца может возникнуть и речевая реакция. При этом чаще всего на вопрос: «Где папа?» - малыш поворачивает голову к отцу и радостно сообщает: «Па-па»
Лицо младенца. По объему лицевой отдел у новорожденного составляет 1/8 от всей по¬верхности головы; сама голова- 1/4 от всей длины тела При рождении лицо младенца представляет собой своеобразный экран, на котором проецируются (иррадиируют) реакции его организма. Первые три месяца доминирует мимика неудовольствия, плача и сытого благополучия. На третьем месяце появляется улыбка. Постепенно мимика обогащается и ее элементы закрепляются. Экспрессия лица устанавливается у ребенка весьма своеобразно - мимика сильная, но ограничена оттенками'. По мере развития ребенка выразительность его лица становится более разнообразной и более определенной. Появляются не только фиксированные выражения удовольствия в виде улыбки и смеха, но и упреждающие выразительные мины: настороженность, готовность к испугу, к капризу, к шалости и много других, которые соединяются с экспрессией телесных реакций. Младенец обретает большую выразительность в мимических и пантомимических действиях, которые носят как врожденный, так и приобретенный сигнальный характер.
Развитие движений и действий. Прогрессивными движениями - Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец манипулировать (действовать с предметами) ими - размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д. Все эти движения и действия являются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладению свойственными человеку формами поведения. Тупиковые виды движения - которые не только не способствуют дальнейшему развитию, но, наоборот, тормозят его. Это сосание пальцев, рассматривание руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках. Разница между прогрессивными и тупиковыми движения¬ми состоит в том, что первые способствуют получению новых впечатлений, ознакомлению с предметами и их свойствами, а вторые отгораживают ребенка от внешнего мира. Хватание. Развитие хватания начинается на третьем-четвертом месяце жизни. Во втором полугодии первого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания: во-первых, уточняется движение руки к предмету и, во-вторых, развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами. Последовательное приближение руки к предмету складывайся примерно к восьми месяцам, но прямым, без отклонений, оно становится только к концу года. Схватывание и удерживание предмет пальцами формируется на седьмом-восьмом месяце жизни и продолжает совершенствоваться до конца года. Манипулирование. Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмет и, подер¬жав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. К концу первого - началу второго полугодия в манипуляциях ребенка проявляется устойчивая направленность на результат, В дальнейшее развитие младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. К концу первого года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность укладывание, вкла¬дывание, нанизывание, открывание и т.п. Ползание - первый вид самостоятельного перемещения ребенка. Как показывают наблюдения, у большинства детей оно возникает к концу первого - началу второго полугодия жизни, Ходьба - собственно человеческим передвижения предшествует сравнительно длительный период течение которого ребенок учится подниматься на ноги держась за какую-либо опору, переступать, стоять без ножки, ходить с опорой, и начинают ходить с 10 мес и до 1года 2 мес.
Развитие ориентировки в окружающем мире. Ребенок еще не способен воспринимать предметы и их свойства, представлять их себе, думать о них, предвидеть результаты своих действий с ними. Все это возникает постепенно, в ходе ознакомления с окружающим миром. И главным средством такого ознакомления служат сами движения и действия младенца. К началу младенчества происходит известное уточнение работы зрительного и слухового аппаратов, связанное с их упражнением, воз¬никает зрительное и слуховое сосредоточение. Как показывают наблюдения, к трем-четырем месяцам, до овладения ползанием, хватанием и манипулированием, это со¬вершенствование в основном заканчивается. Возникают так называемые инициативные движения глаз- перевод взо¬ра с одного предмета на другой без всякой внешней причины. Эксперименты показали, что трехме¬сячные дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоскост¬ных геометрических фигур. Зрительный мир ребенка состоит из сменяющихся впечатлений, которые различаются между собой и в одних случаях оказываются более, в других - менее привлекательными. Когда у младенца начинают складываться различные виды движе¬ний и действий, перед зрением возникает новая задача: оно должно направлять и регулировать поведение - передвижение в пространстве, хватание, манипулирование предметами. Чтобы успешно подползти к предмету, схватить его, передвинуть с места на место, тем более заставить пищать куколку, накрыть крышкой коробку или надеть кольцо на стержень, нужно учитывать очень многое - направление, расстояние, форму предметов, их величину, вес, эластичность материала и т.п. Возникновение последовательного приближения руки к предмету (которое наблюдается во втором полугодии жизни) свидетельствует о том, что глаз, следя за рукой, наконец «научился разбираться» в местоположении предмета. К десятому-одиннадцатому месяцу жизни это «обучение» приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет, который он собирается взять, заранее склады¬вает пальцы в соответствии со свойствами привлекающего предмета. Возникает зрительное восприятие формы и величины, которое теперь уже само может направлять практическое действие. Позднее (в девять-десять месяцев) дети начинают искать исчезнувшие у них на глазах предметы, понимать, что эти предметы не перестали существовать, а просто находятся в другом месте.
_________________ Семейные и индивидуальные консультации; Детские консультации; Детская программа "Город мастеров" Клуб Успешных Родителей" - viewtopic.php?f=223&t=16803 Песочная терапия; Кинезиология (Touch For Health) — Прикосновение ради здоровья.
|