ПОЧЕМУ ЗАГОВОРИТЬ БЫВАЕТ ТРУДНО
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи: а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки; б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
В последнее время рост числа нарушений развития речи объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. Растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день.
А дело все в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или фильмы не могут заменить общения родителей со своими детьми! Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:
- включенность речи в активную деятельность ребенка; - индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.
Иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Поэтому основные причины застревания ребенка на лепетно- молчащей стадии две причины. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа "бибика", "ням-ням", "пи-пи" и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.
1. Не заменять разговор с ребенком языком "мам и нянь", т. е. не говорить с ним с помощью различных "бу-бу" или "пи-пи". Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.
2. "Не понимать" невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.
И еще о темпераменте! Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. А отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях сама потребность малыша в общении со взрослыми уходит на нет: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.
Что в таких случаях ( и не только в таких) необходимо! • Прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа "Ку-ку" или "Сорока-ворона". Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Всем предметным действиям следует по возможности придать "человеческий" характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д. Без показа детям очень трудно понять как с тем или иным предметом обходится. • Количество игрушек лучше сократить. • Включите игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если вдруг ваш малыш не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим, это может быть ребёнок по старше или взрослы. • Полезны также игры с имитацией. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами.
Какие еще игры способствуют речевому ( и не только) развитию. • Совместное рассматривание предметов. Взрослый вместе с ре¬бенком наблюдает за каким-нибудь объектом — живым или игру¬шечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. • Знакомство с новым действием. Новое для ребенка слово, обо¬значающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими объекты или субъекты действия. Такой прием уси¬ливает интерес к новому слову и закрепляет в памяти ребенка опре¬деленные словосочетания. • Рассматривание картинок. Взрослый вместе с ребенком рассма¬тривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? — спрашивает взрослый.— А это кто? Что он делает», «А где птичка?», «Покажи дерево»... Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы ма¬лыш ответил сам, глядя на ту же картинку. • Поручения. Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого-поручения зависит от уровня раз¬вития речи ребенка — как пассивкой, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. • Речевое сопровождение действий. Этот прием очень важен для построения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что действия ребенка обозначаются и сопровождаются определен¬ными словами. Например, когда малыш (1,5-2 года) бежит или танцует, он может говорить «топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком — «тук-тук», когда рисует капли дождя — «кап-кап»... Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, • Спектакль игрушки. Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень про¬стым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без боти¬нок. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.
Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Это когда ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. В большинстве эта проблема наоборот на начальном этапе поощряется родителями. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным. Все это происходит потому, что слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и всего за несколько месяцев из младенца превратиться во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку требуются отдых, свобода от лишних впечатлений (и прежде всего - речевых). Для того чтобы предотвратить развитие неврозов, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать его к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.
|